18мая
2011
Просмотров: 1777

Максим Лазебник, продюсер КМФР, делится мнением о состоявшемся фестивале рекламы "Идея"...

Несмотря на уже долгие годы сотрудничества с фестивалем «ИДЕЯ!» и личное знакомство с руководителями фестивального оргкомитета, Новосибирск я посетил впервые. (Правда, была одна выездная «Идея!» в Сочи несколько лет назад, но это не в счет). И соответственно это мои первые заметки о фестивальной Сибири.

Наверное, это хорошо и естественно, что все рекламные фестивали отличаются друг от друга. Своей конкурсной программой, событиями, атмосферой, жюри... Каждый фестиваль имеет свое лицо, своих поклонников и критиков. Ну а как же иначе? 

Два основных формата рекламных фестивалей существуют в мире - т.н. каннский, когда фестиваль проходит в течение нескольких дней, объединяет в себе, кроме конкурсных соревнований, семинарскую программу и энтертеймент - вечеринки, церемонии награждения... Классический пример - Голден Драм. Второй формат фестиваля предполагает только церемонию награждения и пост-вечеринку. Жюри при этом работает над выявлением победителей заранее, в очном (Epica) или заочном (Нью-Йорк, Лондон) режиме.

Фестиваль «Идея!» формально построен по каннскому формату. Есть жюри, которое работает в течение нескольких дней прямо на фестивале, есть семинарская программа, а вечером можно выпить в баре с коллегами... Но мне все три дня пребывания в здании Сибирской ярмарки как-то не хватало ярмарочности, праздничности, ярких впечатлений, каких-то приключений и событий. Может, потому что я был в жюри?

О жюри. Я знаю все аргументы сторонников концепции единого жюри, в котором объединены опытные рекламщики, но с разной специализацией. Интеграл знаний, невозможность завалить конкурента, и т.д. и т.п. Да и экономически это выгоднее для организаторов в разы, безусловно. Но (сорри, за избитость формулы) мир поменялся! Уж несколько лет как новый тренд участия в фестивалях - это не длинный список работ, а несколько удачных кампаний от одного агентства, поданные в разные номинации и конкурсы. Это и веление времени, и абсолютно логично - ударная кампания позволяет агентству набрать максимальное количество баллов для рейтинга, при этом серьезно сэкономить фестивальный бюджет. Наиболее показательно этот тренд выглядит в Каннском зале на каждом из вечеров церемоний награждения победителей. Меняются названия конкурсов, меняются председатели жюри на сцене, а на экране - все те же конкурсные работы - победители. Это очень круто создать такой проект, который победит сразу в нескольких конкурсах. Но при условии, что каждую из этих наград будут присуждать разные люди. Что имеем на «Идее!»? Как члену жюри мне откровенно было неинтересно находить специфику «промо» или «медиа» конкурсов для одной и той же рекламной кампании. Ведь судили мы идею! Одну и ту же! А может какому другому составу жюри эта идея показалась бы не такой уж фреш или совсем неочевидной. И тогда пьедестал конкурсов выглядел бы по-другому. Оставьте вопросы о лоббировании работ своего агентства и заваливании конкурентов для новичков в профессии. Никакими правилами, кроме профессионального достоинства и чести каждого из членов жюри, эти моменты не разрешить. Не подавать членам жюри свои работы? Не подавать друзьям и знакомым членов жюри? Приглашать в жюри тех, кто никогда не подает свои работы и никого не знает? Все это чепуха. Как и в пользу бедных разговоры о смешанности жюри как средства против лоббизма. Вывод о жюри. Не касаясь конкретного состава, результатов его работы, я твердо уверен, что в нынешних условиях обилия «проектов на 360» - составов жюри должно быть несколько - по количеству специализаций. 
В принципе, я повторяюсь - именно так я комментировал итоги работы жюри и прошлогоднего ММФР.

О семинарской программе. Мне кажется очень здорово, что в Новосибирск прилетают ведущие специалисты рекламы, брендинга и интерактивных коммуникаций со своими докладами. Их слушателями являются студенты Новосибирских вузов, рекламщики из Новосибирска и относительно близлежащих городов - Кемерово, Барнаула, Томска, Красноярска... Для них семинары «Идеи!» - это уникальная возможность приобрести новые знания, возможно, по-другому взглянуть на профессию. Все это очень ценно. Но ... какой-то дискомфорт я испытываю в связи с разным уровнем лекторов, участников конкурса и слушателями. Фестиваль - это не школа, не ВУЗ, это скорее аспирантура. В конкурсе участвуют ведущие рекламные агентства. Лекторский состав в своей основе - академики рекламы, опытные монстры. А в зале - большая часть студенты. На рижском Голден Хаммере (тоже по сравнению с КМФР очень камерном событии) большая часть слушателей - маркетологи. И у меня нет диссонанса. Впрочем, может я и зря ворчу. И студенты - это здорово, тем более, что именно они заняли места в зале на церемонии награждения.

Церемонии на «Идее!» по большому счету, конечно, нет. Есть некая раздача призов в зале, где были семинары. Такое себе рабочее действо. С редкими неловкими шутками ведущего, членов жюри и награжденных. Около месяца назад я утверждал смету церемонии КМФР. Не буду раскрывать всех позиций, но где на «Идее!» 3d мапинг, пи джеи и другие декорации и метафаны. Вон сколько у нас непонятных слов в смете. А сколько еще слов понятных! Впрочем, когда мы награждаем на ADC*UA и КАКАДУ, тоже обходимся без режиссерско-постановочной группы. Но там же в клубе все свои. А тут - студенты, неудобно как-то перед ребятами так совсем скромно. Мы же рекламщики - а значит можем и призваны создавать праздники.

Вечеринки на «Идее!» тоже... «другие», нежели на иных фестивалях. Вас везут в пивной бар, столиков на 10 - 15. Где вы можете по меню заказать у официантов все, что вы хотите пить, есть и за это платить. Никаких велкам дринков и еды. Ни для кого. Для меня эта позиция несколько странная, но горячо одобряемая. Накормить и напоить 600 участников каждой из вечеринок КМФР так, чтоб все были довольны очень сложно. Три вечера КМФР - три стресса для оргкомитета. А еще иногда мне говорят, мол, вот в Ереване нас кормили/поили - не чета Киеву. Что ж вы, хлопцы, водку и огурчики для ваших участников зажали? И мне каждый раз становится очень стыдно. Теперь я могу вздохнуть спокойно. За это спокойствие стоило заплатить в пивном баре Новосибирска.

Ды-к, ну и каков общий вывод? Фестиваль «Идея!» - это событие со своим лицом, со своей историей. Лицо может кому-то нравиться, а кому-то нет. Я помню, как восторженно кричала в микрофон девушка из, кажется, Томска, о том, как все было замечательно и как она счастлива. Ее глаза светились радостью. Значит, все в порядке. Не занудствуй.

Мне кажется, что фестиваль может себе позволить поменяться. Провести церемонию в одном из театров Новосибирска (третьего города России по величине). Разделить жюри на несколько составов. Если дорого всех везти, то есть опыт Нью-Йорка, Лондона, корейского фестиваля... 

Впрочем, давать советы дело неблагодарное. 
Через несколько дней - 12-й КМФР в Одессе. 
Приезжайте - критикуйте - громите и разите.

Источник: sostav.ua
blog comments powered by Disqus